Методика оценки качества звучания T&C (True&Clear)

Печать

Главный конструктор Леонид Бурцев и его муза – великолепная Анна НетребкоС момента возникновения звукозаписи конструкторы аудиотехники стремились создать такое оборудование, которое позволило бы как можно ближе подойти к реальному звучанию. Однако, несмотря на значительный прогресс в звукозаписывающей и звуковоспроизводящей технике, достичь этого никак не удаётся.

А как вообще оценить,  что звучит лучше, а что – хуже? Ведь применяемые объективные методы оценки, основанные на измерениях частотной характеристики, искажений и т. п., не дают точного ответа  на этот вопрос. Причём это стало особенно заметным в связи с появлением и развитием цифрового звука. Ведь ни для кого не секрет, что аппаратура с идеальными техническими характеристиками может звучать плохо.

Как утверждал родоначальник субъективного метода оценки качества звука Джастин Гордон Холт (Justin Gordon Holt), инженер-акустик и основатель журнала Stereophile (США), аудиооборудование выпускается для того, чтобы его слушать, а не для того, чтобы измерять его параметры. Традиционные измерения величины гармонических искажений, частотной характеристики или выходной мощности могут выявить много вещей, которые аппарат делает плохо, но до сих пор нет общепринятой процедуры сопоставления результатов измерений с тем, как они влияют на качество звука. И совершенно очевидно, что многое из того, что люди реально слышат, не может быть измерено вообще.

Поэтому можно сказать, что идея оценки звучания аудиоаппаратуры возникла в Wagner Audio Lab, как ответ на требование времени. Ведь проблемы с качеством звучания многих выпускающихся сегодня аппаратов, как студийных, так и бытовых, – очевидны.

Во-первых, было предложено использовать такие методы оценки качества звучания, которые позволяют взглянуть на процесс звукозаписи и звуковоспроизведения в целом  – от микрофона в концертном зале или студии звукозаписи до акустической системы в комнате любителя музыки.

Концертный зал Мариинского театра

На фото: Концертный зал Мариинского театра. Театр основан в 1783 году.

Во-вторых, большую роль в разработке методики оценки звучания сыграло сотрудничество Wagner Audio Lab с Мариинским театром в Санкт-Петербурге. В процессе работы по звукозаписи оркестра Мариинского театра эта методика развивалась шаг за шагом с активным участием художественного руководителя-директора театра, знаменитого дирижёра Валерия Гергиева. Причём сначала она была опробована на профессиональном аудиотракте для совершенствования звукозаписи оркестра Мариинского театра.

Так рождалась методика оценки качества звучания T&C.

Основной идеей методики является экспертное сравнение качества звуковоспроизведения записи музыкального произведения через акустическую систему, установленную в зале прослушивания, со звучанием оркестра в зале театра во время проведения записи. Временной промежуток между этими событиями должен быть по возможности небольшим, чтобы качество экспертных оценок было наиболее достоверным. Сравнение проводится в одном и том же здании Мариинского театра в Санкт-Петербурге по нескольким критериям, которые специально отбираются экспертами-участниками прослушивания.

Во время прослушивания в зале Прокофьева Мариинского театра

На фото: Во время прослушивания в зале Прокофьева Мариинского театра.

А самое важное в этой методике – какие эксперты участвуют в оценке качества звука. Когда мы говорим о музыке, то, конечно, правильно может оценить звучание именно тот, кто эту музыку творит изо дня в день – музыкант. А лучше всего – дирижёр. Во время концерта дирижёр слышит оркестр в целом, у него нет личного музыкального инструмента, и поэтому он наиболее объективен в оценке звука. И, конечно, такой аудиосистеме, которую отобрал дирижёр, можно полностью доверять.

Можно сказать, что Wagner Audio Lab имеет в этом отношении уникальную возможность, поскольку в оценке правдивости и чистоты звука, его идентичности реальному звучанию участвует маэстро Валерий Гергиев. Мы с гордостью можем добавить, что среди экспертов – такие известные исполнители, как Анна Нетребко, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Денис Мацуев.

Конечно, методика T&C достаточно затратная в разных отношениях. Зато она даёт наиболее точный результат, на который можно положиться. Главное, чтобы звучание записи было не только безупречным с точки зрения параметров звука, но чтобы оно передавало также идею и эмоции, заложенные в музыкальном произведении композитором и исполнителями. Другими словами, аппаратура должна быть такого высокого класса, который соответствует уровню великих мастеров.

Как мы думаем, методика T&C может использоваться и в других залах и другими экспертами. Но важно, чтобы качество акустики зала и используемой аудиосистемы  были высокими, не говоря уже об уровне экспертизы.

Звукозапись концерта Дениса Мацуева в Концертном зале Мариинского театра

На фото: Звукозапись концерта Дениса Мацуева в Концертном зале Мариинского театра.